Кто должен быть инициатором составления акта о технической невозможности установки индивидуальных счетчиков?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен быть инициатором составления акта о технической невозможности установки индивидуальных счетчиков?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Информируем Вас о том, что с 1 января 2017 года внесены изменения в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.
В каких случаях установить измерительное устройство невозможно
Перед тем как подключать измерительный прибор на горячую и холодную воду, специалисты проводят обследование условий. По результатам проверки будет принято решение о возможности или невозможности подключения индивидуального механизма. В большинстве случаев принимается положительное решение. Присоединить специальный прибор не удастся если:
- В результате обследования были выявлены факторы, которые будут влиять на работу измерительного прибора: электромагнитные помехи, повышенная влажность.
- После установки водомера снять показания будет крайне сложно.
- Для установки потребуется реконструкция внутридомовых инженерных систем.
- Разводка внутридомовых инженерных систем расположена вертикально.
- Место крепления фиксатора не позволит свободно производить его ремонт или замену.
Требования к месту крепления счетчика указаны в [1]Постановлении Правительства РФ № 354. Трудности в основном возникают у собственников квартир в старых домах. В новых строениях подобных проблем нет.
Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2020 по делу № А76-3640/2020
Исходя из норм Основных положений № 442, недопуск представителей потребителя к расчетным приборам учета, установленным на объектах электросетевого хозяйства третьих лиц, не является основанием для применения расчетного способа для определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Напротив двухкратный недопуск представителей сетевой организации к расчетному прибору учета, установленному в границах энергопринимающих устройств потребителя, для проведения контрольного снятия показаний или проведения проверки приборов учета, а также непредставление показаний приборов учета влекут применение расчетного способа определения объема потребления электрической энергии (мощности).
Редакция спорного пункта договора, предложенная ответчиком, не в полной мере согласуется с требованиями Основных положений № 442, поскольку в качестве основания для применения расчетного способа она предусматривает непредставление потребителем акта снятия показаний приборов учета. В спорном случае потребитель не является ответственным лицом за снятие и предоставление показаний расчетного прибора учета.
Требования к приборам учета электроэнергии
- Устанавливаемые приборы учета электрической энергии должны соответствовать требованиям Стандарта ПАО «Россети» Общие технические требования к приборам учета (СТО 34.01-5.1-009-2021)
- Для учета потребляемой (производимой) электрической энергии подлежат использованию многотарифные трехфазные/однофазные приборы, тип которых утвержден федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии, внесен в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений учета, класса точности, соответствующего требованиям правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2020 г. N 890), а для потребителей — с максимальной мощностью не менее 670 кВт, в том числе приборы учета, обеспечивающие хранение данных о почасовых объемах потребления электрической энергии за последние 90 дней и более, т.е. с классом точности не менее 1,0 (0,5S и выше для трехфазных приборов учета трансформаторного включения); диапазон рабочей температуры от -40 до +60. Прибор учета должен обеспечивать управление нагрузкой, параметрирование и передачу данных по одному или нескольким цифровым каналам связи с помощью встроенного или подключаемого модема; однофазный счетчик должен иметь оптический интерфейс, трехфазный счетчик должен иметь оптический интерфейс и интерфейс RS-485; обеспечивать измерение электроэнергии нарастающим итогом и вычисление усреднённой мощности за часовые часовые интервалы времени; межповерочный интервал счетчиков электроэнергии должен составлять не менее 10 лет для трехфазных и 16 лет для однофазных приборов учета.
Последствия безучетного потребления электрической энергии
Нарушения граждан-потребителей – физических лиц – в жилых помещениях в соответствии с Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) подразделяются на:
- Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам (п. 62 Правил № 354).
- Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем (п. 81(11) Правил № 354).
Несанкционированное подключение (нарушение установленного порядка подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутредомовым инженерным системам
В соответствии с п. 62 Правил № 354, при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (несанкционированного подключения) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель составляет Акт о несанкционированном подключении и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае производится исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения — с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Несанкционированное вмешательство в работу прибора учёта потребителем
В соответствии с п. 81(11) Правил № 354, в целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
- целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
- наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
- отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение вышеуказанных показателей признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Как фиксируется нарушение состояния прибора учета?
В соответствии с п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг при обнаружении в ходе проверки нарушений состояния прибора учета управляющая организация составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается представителем управляющей организации, проводившим проверку, и собственником или его представителем.
Он включает следующие сведения:
- дату, место, время составления акта;
- обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения;
- состав лиц, участвовавших в проверке и составлении акта;
- подписи исполнителя и потребителя коммунальных услуг;
- отметку об отказе потребителя от подписания акта и информацию о причинах такого отказа (при наличии);
- возражения потребителя в связи с выявленным нарушением;
- иные обстоятельства, связанные с нарушением.
В каких случаях потребление признаётся безучётным
Согласно п. 42 ПП РФ № 354, потребление ресурсов в помещениях многоквартирного дома должно фиксироваться индивидуальными приборами учёта воды, газа, электроэнергии, тепла. За состояние счётчиков отвечает собственник помещения (п. 80 ПП РФ № 354).
Прибор учёта должен быть в рабочем состоянии: без повреждений механизма, корпуса, пломб, с неистёкшим сроком поверки. Иначе он признаётся вышедшим из строя. Потребитель обязан сразу сообщить об этом исполнителю КУ и в течение 30 дней с момента выхода ПУ из строя обеспечить его ремонт или замену (п. 81 (12,13) ПП РФ № 354).
Если счётчик потребителя вышел из строя, но исполнитель КУ не был об этом извещён в установленные сроки, то при проверке прибора учёта исполнитель фиксирует безучётное потребление ресурса.
Также неучтённым потребление считается, если на ПУ обнаружены следы несанкционированного вмешательства в работу счётчика, которое могло исказить данные счётного механизма (п. 2 ПП РФ № 442). Например, несанкционированным вмешательством считаются механическое повреждение корпуса счётчика или заводских пломб, антимагнитных пломб, установка магнитов, подключение к сети и трубопроводу в обход счётчика и другое.
Что такое технологическое присоединение?
Согласно ФЗ №35, технологическое присоединение выполняется энергосетевыми компаниями по месту нахождения объектов заказчиков.
Подключению к электрическим сетям подлежат объекты, которые:
— электрифицируются впервые;
— уже были подключены, но подверглись реконструкции;
— требуют увеличение присоединяемой мощности;
— изменяют категорию надежности подключения;
— изменяют точку присоединения;
— изменяют владельца, статус (жилой/нежилой);
— изменяют вид деятельности без изменения мощности, но изменяющие схему внешнего электропитания.
Сетевая компания обычно не имеет права отказать заказчику в технологическом присоединении, если располагает соответствующими техническими условиями. Все присоединения к электрическим сетям выполняются платно и на основании заключенного между сетевой компанией и владельцем объекта присоединения.
Процедура технологического присоединения регламентирована федеральным энергетическим законодательством, Правилами ТП и включает в себя несколько важных этапов:
— Подготовительный этап: подача заявки на присоединение к электрическим сетям, получение технических условий и заключение договора с сетевой компанией.
— Этап проектирования и согласования документации: создание проекта подключения к электрической линии сетевой компании и согласование документации.
— Этап выполнения технических условий: построение внешней и внутренней электрической схемы, установка заземления, аварийной защитной автоматики, контрольно-измерительных устройств.
Смена владельца объекта или назначения объекта
Если жилой объект меняет собственника, переводится в категорию нежилого (коммерческого) или, наоборот, из категории нежилого в жилой, новое технологическое присоединение не нужно.
Необходимо просто переоформить документы на нового владельца или согласно новому статусу недвижимости.
— Вам следует запросить у бывшего владельца объекта документы на выполненное ранее ТП и обратиться в сетевую организацию, выполнявшую подключение к электрическим сетям, с заявлением о переоформлении присоединения.
— Сетевая компания должна подготовить новый акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и подписать новый договор.
Важно! Аналогичные действия необходимы в случае утраты или отсутствия документов на технологическое присоединение к электрическим сетям (до 2003 года такого понятия не существовало), либо при изменении опосредованного подключения на прямое. Процесс восстановления и подготовки документов занимает до 7 дней.
Техническая возможность установки прибора учёта
Собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в МКД должны обеспечивать соответствие таких построек требованиям энергетической эффективности и устанавливать в них приборы учёта (п. 9 ст. 11 N 261-ФЗ).
Если собственники не выполняют свои обязанности и не устанавливают приборы учёта, это за них делают РСО. Собственники по факту оплачивают РСО установку ПУ равными долями в течение пяти лет (п. 9-13 ст. 13 N 261-ФЗ).
При этом существует негативная судебная практика, когда обязанность по возмещению расходов РСО по установке приборов учёта возлагают на управляющую организацию с дальнейшей компенсацией от собственников помещений (определение Верховного Суда РФ от 17.06.2015 N 310-ЭС15-912 по делу N А14-13747/2013).
Так происходит из-за системного толкования ст. 162 ЖК РФ , п. 20 ПП РФ N 416 , п. 24-26 ПП РФ N 491 . УО в силу своего статуса владеет исчерпывающей информацией о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Также у УО есть полномочия по расчёту с РСО и по получению платежей от собственников за оказываемые услуги.
Поэтому важно донести до собственников, что установка приборов учёта — это их обязанность, а не право. Если собственники ничего не предпринимают, по умолчанию можно считать, что техническая возможность установить прибор учёта есть, но он отсутствует.
Если собственники уверены, что установить ПУ в их доме невозможно, они вправе потребовать от исполнителя КУ составить акт о технической невозможности установки прибора учёта (п. 33 к (3) ПП РФ N 354).
Если такого акта нет, то к нормативу потребления коммунальных ресурсов применяется повышающий коэффициент 1,5. Это значит что сумма в платёжных документах будет выше.
Техническая невозможность установки прибора учёта
Случаи технической невозможности установки приборов учёта перечислены в п. 3 приказа Минрегиона РФ от 29.12.2011 N 627 . Нельзя установить ПУ при:
- вертикальной разводке внутридомовых инженерных систем;
- необходимости реконструкции или капитальном ремонте внутридомовых инженерных систем;
- невозможности обеспечить соблюдение технических требований;
- необходимости обеспечить эксплуатацию прибора учёта: электромагнитные помехи, влажность, нельзя снять показания, затопление.
Кто должен составить акт обследования прибора учёта , спросите вы?
- ОДПУ — акт обследования составляет РСО и УО/ТСЖ или УО/ТСЖ с правом проверки РСО,
- ИПУ — исполнитель коммунальных услуг.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию
- Контрольно-кассовая техника. Нормативные акты, официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 113 c.
- Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.
- Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.
- Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Имею в собственности комнату в общежитии. Приборов потребления горячей или холодной воды в моей комнате нет. УК начисляет повышающий коэффициент на воду, правомерно ли это? Что мне указать в претензии, чтобы отказаться от оплаты коэффициента. За .
Купил год назад комнату в общежитии коридорного типа, какие-либо счетчики в комнате отсутствуют. В комнате с момента покупки никто не проживал и не прописан. Я прописан и проживаю в квартире родственников и плачу свою часть коммунальных. Обязан ли я .
Если стоят счетчики, плата рассчитывается, исходя из учтённого расхода, помноженного на тариф. Тариф утверждается органом власти субъекта РФ, то есть в каждом регионе он свой.
Если счётчик отсутствует, плата будет рассчитываться, исходя из требований п. 42 правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правила 354). То есть не по показаниям, а исходя из норматива, с учётом увеличивающего коэффициента. Нормативы утверждаются отдельным нормативным актом для каждого ресурса отдельно в каждом регионе.
Повышающий коэффициент также прописан в Правилах 354 (формула 23(1)).При проведении расчётов по нормативам при отсутствии общедомовых, индивидуальных или общих квартирных счётчиков монтажа в 2016 году коэффициент был равен 1,4.
С 2017 года коэффициент повысился, сейчас он равен 1,5. Например, если норматив на человека — 100 кВт электроэнергии, то придется платить не за 100, а уже как за потреблённые 150 кВт.
В п. к(3) п. 33 Правил 354 определено право абонента требовать от своей управляющей компании составить акт о невозможности установки счётчиков на воду. Это правило касается не только водомеров, но и приборов, учитывающих потребление газа, электричества, а также общедомовых счетчиков.
Если есть такой документ, то при расчете платы за воду уже не будет применяться повышающий коэффициент.
Для составления акта обследования приглашается представитель коммунальной компании.
Из вновь введенных в Новые правила пунктов следует, что в процедуре ввода ИПУ в эксплуатацию можно выделить три этапа.
проверка ИПУ и документов на него (п. 81.4), а именно проверка:
- соответствия заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;
- соответствия счетчика технической документации его изготовителя, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;
- наличия знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);
- работоспособности ИПУ.
Если выявлены несоответствия, исполнитель не вводит прибор учета в эксплуатацию (п. 81.5 Новых правил). Нормативный документ устанавливает порядок оформления данного факта путем составления документа, который в п. 81.6 Новых правил назван актом ввода в эксплуатацию. Но, очевидно, его уместно назвать актом об отказе от ввода ИПУ в эксплуатацию. В нем должны быть отражены следующие реквизиты:
- дата, время и адрес проверки установленного ИПУ;
- Ф. И. О., должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;
- тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
- решение об отказе от ввода счетчика в эксплуатацию с указанием оснований для такого отказа.
Документ составляется в двух экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя. С учетом п. 81.
2 Новых правил составление такого акта в интересах исполнителя: нужно иметь документ с подписью потребителя о том, что в согласованное время работник УК прибыл к потребителю, но обоснованно не ввел ИПУ в эксплуатацию (чтобы избежать обвинений в игнорировании заявки потребителя).